Статьи

Конкурентная контрразведка

С развитием рынка в условиях жесткой конкуренции предприниматели и предприятия Украины и стран СНГ все чаще сталкиваются с проявлениями конкурентной разведки и промышленного шпионажа. На сегодняшний день в Украине применение методов конкурентной разведки в развитии бизнеса принимает все более обширный характер. Как правило, разведывательные мероприятия проводятся компаниями, имеющими корни в Западной Европе и Российской Федерации, где несколько раньше других бизнесмены поняли, что бизнес-разведка является не менее эффективным средством развития бизнеса, чем маркетинговые исследования, реклама и различные тренинги.
Конкурентная контрразведка
Мировая практика показывает, что ведущие зарубежные компании стабильно тратят на конкурентную разведку и контрразведку от 10 до 20 % своей прибыли.
Для того чтобы определить методы противодействия конкурентной разведке и промышленному шпионажу, необходимо понять их основные задачи.
По существу, конкурентная разведка отличается от промышленного шпионажа лишь тем, что она использует более законные методы сбора информации. Для удобства в дальнейшем мы будем рассматривать эти два понятия как одно целое.

Итак, к основным задачам конкурентной разведки относятся:

  • своевременное получение достоверной и актуальной информации о состоянии дел компании-конкурента, его финансовом положении, возможных проблемах, положении на рынке, стратегии и реальных перспективах развития;
  • своевременное выявление действий компаний-конкурентов, которые могут негативно повлиять на собственные интересы;
  • информированность о событиях на рынке, которые имеют значение для собственной компании;
  • анализ полученной информации с целью предотвращения негативных последствий для компании в связи с действиями конкурентов, опережения их по занятию инновационного или лидирующего положения на рынке;
  • получение и внедрение в собственной компании новейших разработок, стратегий и планов, позволяющих оптимизировать финансовые затраты и увеличить прибыль;
  • перехват ценных сотрудников и ключевых каналов продаж у компаний-конкурентов;
  • дискредитация и удаление с рынка конкурентов с целью получения занимаемой ими части рынка.

Как видим, при профессиональном выполнении вышеуказанных задач и оперативной удаче Ваша компания может через сравнительно короткое время оказаться вне конкуренции (а если кто-то сделает это раньше Вас — вне рынка).

Методы достижения задач конкурентной разведки можно условно идентифицировать как законные (в т.ч. относительно законные) и противозаконные.
Примеры законных методов:

  • сбор информации о конкуренте из открытых источников (СМИ, Интернет, опубликованные отзывы клиентов и партнеров, выставки и презентации, интервью руководителей, обнародованная самим предприятием финансовая отчетность и стратегия развития и т.д.);
  • сбор информации на месте дислокации предприятия – конкурента, в том числе и посещение его под любым подходящим предлогом (под видом клиента, потенциального партнера). В данном случае, а еще при проявлении оперативных навыков и везения, также можно почерпнуть для себя много полезного. Например, количество работников, уровень их профессиональной подготовки, общая организованность, уровень материально-технического обеспечения и состояние системы безопасности конкурента. При недостаточном контроле со стороны самих сотрудников конкурента или его службы безопасности, можно успеть сфотографировать важные документы, сделать их копии, просто запомнить информацию с небрежно оставленных и увиденных вами документов. Если позволяет ситуация, можно подглядеть вводимые логины и пароли электронной почты, внутренней корпоративной сети, в общем, добыть кое-какие сведения, относящиеся к коммерческой тайне конкурента.

Некоторые из этих способов можно назвать относительно законными.

Незаконные методы более разнообразны. Вот некоторые из них:

  • организация «наезда» на конкурента либо его имитация, со стороны криминальных сообществ, правоохранительных или контролирующих органов – помогает установить фактических собственников, так называемую «крышу», степень защищенности от воздействия факторов подобного рода, а в случае благоприятного развития событий – существенно подавить морально-психологический настрой в коллективе и у руководства, вызвать серьезные финансовые затраты, создать предприятию имидж «проблемного» партнера;
  • распространение граничащей с достоверностью, частично «замешанной на правде» порочащей конкурента информации посредством слухов, сплетен, в дальнейшем воспринимаемых и передаваемых как официальная информация – в результате ухудшение или уничтожение положительного имиджа конкурента;
  • получение информации о финансово-хозяйственной деятельности конкурента из закрытых источников (его официальная отчетность в государственные и контролирующие органы, результаты плановых и внеплановых ревизий и проверок) – в совокупности с другими разведывательными мероприятиями может дать информацию о нарушении субъектом законодательства, которая может быть реализована путем попадания конкурента в поле зрения правоохранительных органов со всеми вытекающими последствиями;
  • агентурное проникновение в среду коллектива, ТОП-менеджеров, ключевых партнеров конкурента и постоянное получение оперативной информации о стратегических действиях компании конкурента;
  • переманивание, подкуп ключевых менеджеров и партнеров компании-конкурента на свою сторону, полный или частичный захват его каналов продаж;
  • скрытое наблюдение за офисом, складом, сотрудниками, руководителями компании-конкурента с целью выяснения схем работы, поставщиков, покупателей, объемов продаж, возможных проблем, возникающих в ходе выполнения ключевых бизнес-процессов конкурента и слабых мест в данных бизнес-процессах;
  • незаконное снятие информации с каналов связи (электронная почта, внутренняя корпоративная компьютерная сеть, телефоны), а также скрытое прослушивание офисных помещений, установка GPS-слежения за транспортом субъекта.

Следует напомнить, что данная статья посвящена проблеме эффективного противодействия проявлениям промышленного шпионажа, но вышеизложенная информация призвана создать объективный образ «условного противника», чтобы четко понимать и сформировать систему мер защиты.
Конкурентная контрразведка – комплекс физических, технических, организационных и оперативных мероприятий, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение разведывательно-подрывных действий со стороны конкурентов и иных агрессоров.
Контрразведывательные меры должны проводиться на всех уровнях безопасности, иначе у вас все-таки останутся уязвимые места, которые после предварительного изучения и будут использованы противником.
Контрразведывательные меры на физическом уровне:

  • ограничение или прекращение возможностей несанкционированного (неконтролируемого) доступа в офисные помещения посторонних лиц;
  • обеспечение надежной охраны и наблюдения за периметром и местами возможного доступа в помещения в нерабочее время.

Организационные контрразведывательные мероприятия:

  • выработка четкой линии поведения сотрудников в общении с посетителями, порядка действий при прибытии представителей власти, общей организованности рабочих мест, мест хранения документации, расположения офисной техники, и т.п.;
  • ограничение оборота документации, информации, содержащей коммерческую тайну, вне офиса и в нерабочее время;
  • введение и контроль режима соблюдения коммерческой тайны на предприятии;
  • проверка и тестирование кандидатов на получение работы в компании;
  • усовершенствование системы мотивации персонала, поддержание конкурентоспособной системы оплаты труда и бонусных начислений, в комплексе с четко определенными и практически эффективными мерами наказаний;
  • поддержание трудовой дисциплины, субординации, состязательности и командного духа в компании, выработка корпоративной идеологии и внутренних морально-этических нормативов и правил.

Контрразведывательные мероприятия технического характера:

  • организация и поддержание эффективной системы компьютерной безопасности, мониторинг входящих и исходящих электронных отправлений с корпоративных или Интернет-ресурсов (личная почта, ICQ, социальные сети) сотрудников;
  • периодическая проверка офисных помещений на предмет незаконного снятия информации, наличия подслушивающих устройств, других технических средств шпионажа.

Оперативные контрразведывательные мероприятия:

  • внутренние – периодическое наблюдение за деятельностью отдельных сотрудников, мониторинг соединений абонента корпоративной мобильной связи, анализ отчетов сотрудника в комплексе с результатами наблюдения за ним;
  • мероприятия по контрнаблюдению при проведении важных встреч, переговоров, сделок вне офиса и на чужой территории;
  • оперативные контрразведывательные мероприятия внешнего характера заключаются в постоянной информированности о возможной разведывательно-подрывной деятельности конкурентов, выявлении угроз (фактически являются теми же мерами коммерческой разведки).

Многие считают, что в их сегменте рынка, отрасли и т.д. никто не занимается промышленным шпионажем, все конкуренты мирно сосуществуют и делят рынок по уже давно сложившимся правилам. Возможно, в некоторых отраслях это действительно так, но будьте уверены, что любой из конкурентов, только попробовав заняться промышленным шпионажем и оценив его эффект, присвоит данной деятельности № 1 в своих планах развития. И пока Вы будете работать «по-старинке», надеясь на божественное провидение и обмахивая первой выручкой весь офис «для почину», ваши конкуренты, откусывая все большие куски от вашего «пирога», съедят вас с потрохами.
И помните – экономить на безопасности – это очень дорого.

71 ответа(ов) на “Конкурентная контрразведка”

  1. .

    tnx for info!…

  2. .

    ñïñ çà èíôó!!…

  3. .

    tnx for info….

  4. ian:

    .

    thanks for information!!…

  5. .

    áëàãîäàðñòâóþ….

  6. .

    ñïñ!!…

  7. .

    tnx for info!…

  8. .

    áëàãîäàðñòâóþ!!…

  9. .

    ñýíêñ çà èíôó!!…

  10. .

    ñïñ çà èíôó!!…

  11. .

    ñïàñèáî çà èíôó!!…

  12. .

    ñïñ!!…

  13. .

    ñýíêñ çà èíôó….

  14. .

    ñïñ….

  15. .

    thanks for information!…

  16. .

    ñýíêñ çà èíôó!…

  17. .

    ñïàñèáî çà èíôó!!…

  18. .

    ñïàñèáî çà èíôó….

Оставить комментарий