С развитием рынка в условиях жесткой конкуренции предприниматели и предприятия Украины и стран СНГ все чаще сталкиваются с проявлениями конкурентной разведки и промышленного шпионажа. На сегодняшний день в Украине применение методов конкурентной разведки в развитии бизнеса принимает все более обширный характер. Как правило, разведывательные мероприятия проводятся компаниями, имеющими корни в Западной Европе и Российской Федерации, где несколько раньше других бизнесмены поняли, что бизнес-разведка является не менее эффективным средством развития бизнеса, чем маркетинговые исследования, реклама и различные тренинги.
Мировая практика показывает, что ведущие зарубежные компании стабильно тратят на конкурентную разведку и контрразведку от 10 до 20 % своей прибыли.
Для того чтобы определить методы противодействия конкурентной разведке и промышленному шпионажу, необходимо понять их основные задачи.
По существу, конкурентная разведка отличается от промышленного шпионажа лишь тем, что она использует более законные методы сбора информации. Для удобства в дальнейшем мы будем рассматривать эти два понятия как одно целое.
Итак, к основным задачам конкурентной разведки относятся:
- своевременное получение достоверной и актуальной информации о состоянии дел компании-конкурента, его финансовом положении, возможных проблемах, положении на рынке, стратегии и реальных перспективах развития;
- своевременное выявление действий компаний-конкурентов, которые могут негативно повлиять на собственные интересы;
- информированность о событиях на рынке, которые имеют значение для собственной компании;
- анализ полученной информации с целью предотвращения негативных последствий для компании в связи с действиями конкурентов, опережения их по занятию инновационного или лидирующего положения на рынке;
- получение и внедрение в собственной компании новейших разработок, стратегий и планов, позволяющих оптимизировать финансовые затраты и увеличить прибыль;
- перехват ценных сотрудников и ключевых каналов продаж у компаний-конкурентов;
- дискредитация и удаление с рынка конкурентов с целью получения занимаемой ими части рынка.
Как видим, при профессиональном выполнении вышеуказанных задач и оперативной удаче Ваша компания может через сравнительно короткое время оказаться вне конкуренции (а если кто-то сделает это раньше Вас — вне рынка).
Методы достижения задач конкурентной разведки можно условно идентифицировать как законные (в т.ч. относительно законные) и противозаконные.
Примеры законных методов:
- сбор информации о конкуренте из открытых источников (СМИ, Интернет, опубликованные отзывы клиентов и партнеров, выставки и презентации, интервью руководителей, обнародованная самим предприятием финансовая отчетность и стратегия развития и т.д.);
- сбор информации на месте дислокации предприятия – конкурента, в том числе и посещение его под любым подходящим предлогом (под видом клиента, потенциального партнера). В данном случае, а еще при проявлении оперативных навыков и везения, также можно почерпнуть для себя много полезного. Например, количество работников, уровень их профессиональной подготовки, общая организованность, уровень материально-технического обеспечения и состояние системы безопасности конкурента. При недостаточном контроле со стороны самих сотрудников конкурента или его службы безопасности, можно успеть сфотографировать важные документы, сделать их копии, просто запомнить информацию с небрежно оставленных и увиденных вами документов. Если позволяет ситуация, можно подглядеть вводимые логины и пароли электронной почты, внутренней корпоративной сети, в общем, добыть кое-какие сведения, относящиеся к коммерческой тайне конкурента.
Некоторые из этих способов можно назвать относительно законными.
Незаконные методы более разнообразны. Вот некоторые из них:
- организация «наезда» на конкурента либо его имитация, со стороны криминальных сообществ, правоохранительных или контролирующих органов – помогает установить фактических собственников, так называемую «крышу», степень защищенности от воздействия факторов подобного рода, а в случае благоприятного развития событий – существенно подавить морально-психологический настрой в коллективе и у руководства, вызвать серьезные финансовые затраты, создать предприятию имидж «проблемного» партнера;
- распространение граничащей с достоверностью, частично «замешанной на правде» порочащей конкурента информации посредством слухов, сплетен, в дальнейшем воспринимаемых и передаваемых как официальная информация – в результате ухудшение или уничтожение положительного имиджа конкурента;
- получение информации о финансово-хозяйственной деятельности конкурента из закрытых источников (его официальная отчетность в государственные и контролирующие органы, результаты плановых и внеплановых ревизий и проверок) – в совокупности с другими разведывательными мероприятиями может дать информацию о нарушении субъектом законодательства, которая может быть реализована путем попадания конкурента в поле зрения правоохранительных органов со всеми вытекающими последствиями;
- агентурное проникновение в среду коллектива, ТОП-менеджеров, ключевых партнеров конкурента и постоянное получение оперативной информации о стратегических действиях компании конкурента;
- переманивание, подкуп ключевых менеджеров и партнеров компании-конкурента на свою сторону, полный или частичный захват его каналов продаж;
- скрытое наблюдение за офисом, складом, сотрудниками, руководителями компании-конкурента с целью выяснения схем работы, поставщиков, покупателей, объемов продаж, возможных проблем, возникающих в ходе выполнения ключевых бизнес-процессов конкурента и слабых мест в данных бизнес-процессах;
- незаконное снятие информации с каналов связи (электронная почта, внутренняя корпоративная компьютерная сеть, телефоны), а также скрытое прослушивание офисных помещений, установка GPS-слежения за транспортом субъекта.
Следует напомнить, что данная статья посвящена проблеме эффективного противодействия проявлениям промышленного шпионажа, но вышеизложенная информация призвана создать объективный образ «условного противника», чтобы четко понимать и сформировать систему мер защиты.
Конкурентная контрразведка – комплекс физических, технических, организационных и оперативных мероприятий, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение разведывательно-подрывных действий со стороны конкурентов и иных агрессоров.
Контрразведывательные меры должны проводиться на всех уровнях безопасности, иначе у вас все-таки останутся уязвимые места, которые после предварительного изучения и будут использованы противником.
Контрразведывательные меры на физическом уровне:
- ограничение или прекращение возможностей несанкционированного (неконтролируемого) доступа в офисные помещения посторонних лиц;
- обеспечение надежной охраны и наблюдения за периметром и местами возможного доступа в помещения в нерабочее время.
Организационные контрразведывательные мероприятия:
- выработка четкой линии поведения сотрудников в общении с посетителями, порядка действий при прибытии представителей власти, общей организованности рабочих мест, мест хранения документации, расположения офисной техники, и т.п.;
- ограничение оборота документации, информации, содержащей коммерческую тайну, вне офиса и в нерабочее время;
- введение и контроль режима соблюдения коммерческой тайны на предприятии;
- проверка и тестирование кандидатов на получение работы в компании;
- усовершенствование системы мотивации персонала, поддержание конкурентоспособной системы оплаты труда и бонусных начислений, в комплексе с четко определенными и практически эффективными мерами наказаний;
- поддержание трудовой дисциплины, субординации, состязательности и командного духа в компании, выработка корпоративной идеологии и внутренних морально-этических нормативов и правил.
Контрразведывательные мероприятия технического характера:
- организация и поддержание эффективной системы компьютерной безопасности, мониторинг входящих и исходящих электронных отправлений с корпоративных или Интернет-ресурсов (личная почта, ICQ, социальные сети) сотрудников;
- периодическая проверка офисных помещений на предмет незаконного снятия информации, наличия подслушивающих устройств, других технических средств шпионажа.
Оперативные контрразведывательные мероприятия:
- внутренние – периодическое наблюдение за деятельностью отдельных сотрудников, мониторинг соединений абонента корпоративной мобильной связи, анализ отчетов сотрудника в комплексе с результатами наблюдения за ним;
- мероприятия по контрнаблюдению при проведении важных встреч, переговоров, сделок вне офиса и на чужой территории;
- оперативные контрразведывательные мероприятия внешнего характера заключаются в постоянной информированности о возможной разведывательно-подрывной деятельности конкурентов, выявлении угроз (фактически являются теми же мерами коммерческой разведки).
Многие считают, что в их сегменте рынка, отрасли и т.д. никто не занимается промышленным шпионажем, все конкуренты мирно сосуществуют и делят рынок по уже давно сложившимся правилам. Возможно, в некоторых отраслях это действительно так, но будьте уверены, что любой из конкурентов, только попробовав заняться промышленным шпионажем и оценив его эффект, присвоит данной деятельности № 1 в своих планах развития. И пока Вы будете работать «по-старинке», надеясь на божественное провидение и обмахивая первой выручкой весь офис «для почину», ваши конкуренты, откусывая все большие куски от вашего «пирога», съедят вас с потрохами.
И помните – экономить на безопасности – это очень дорого.
.…
tnx for info!…
.…
hello!…
.…
ñïñ!…
.…
ñïñ çà èíôó!!…
.…
tnx for info….
.…
thanks for information!!…
.…
áëàãîäàðñòâóþ….
.…
ñïñ!!…
.…
tnx for info!…
.…
áëàãîäàðñòâóþ!!…
.…
thanks….
.…
ñýíêñ çà èíôó!!…
.…
ñïñ çà èíôó!!…
.…
ñïàñèáî çà èíôó!!…
.…
ñïñ!!…
.…
ñýíêñ çà èíôó….
.…
ñïñ….
.…
thanks for information!…
.…
ñýíêñ çà èíôó!…
.…
ñïàñèáî çà èíôó!!…
.…
ñïàñèáî çà èíôó….